Основная информация
Ком-Омбо - населенный пункт в 43 км к северу от Асуана - появился в период расцвета торговли на путях между Красным морем и долиной Нила.
Во время правления XVIII династии Ком-Омбо был столицей независимой провинции, а в эпоху Птоломеев – столицей нома. Тутмос III возвел здесь храм, посвященный Хоруру, или Старшему Хору, брату Осириса, Себеку и его матери Хатхор. К сожалению, от этого святилища остались лишь архитектурные фрагменты. Также известны фрагменты сооружений, построенных здесь Аменхотепом I и Рамсесом II. В настоящее время древний город все еще погребен под песком; расчищены лишь главный храм Ком Омбо, находящийся на значительном возвышении и хорошо заметный с Нила.
Храм в Ком-Омбо - необычный, его планировка считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних храмов. Правый посвящен Себеку, богу плодородия, который считался также творцом Вселенной; левый посвящен Хароэрису, иначе говоря "Великому Хору", солнечному богу войны.
Каждый из храмов имеет свой вход, свою часть гипостиля и свое святилище, причем Себеку была посвящена восточная часть храма, а Хоруру — западная.
В центре первого двора храма сохранились фрагменты алтаря для возлияний с двумя небольшими бассейнами, куда стекала жертвенная влага для двух богов.
Потрясает частично сохранившаяся полихромная роспись, несмотря на то, что отделка, начатая при Птолемее VI, была завершена довольно поздно — при римских императорах Тиберии, Клавдии и Домициане, когда древнеегипетское искусство находилось в глубоком упадке.
Фасад гипостиля, колонны которого соединены снизу стенками, характерен для птолемеевской архитектуры. Оформление колонного зала, естественно, была подчинена условному разделению храма на владения Хорура и владения Себека.
Второй гипостиль является уменьшенной репликой первого; через него процессии двигались к святилищам, минуя три низких темных жертвенных зала с каждой стороны. В двойном святилище храма, сильно разрушенном, все еще возвышаются каменные постаменты для священных ладей богов.
В стене, разделяющей святилища, находится потайная комната, предназначение которой неясно. Во внутренней части храма также имеется довольно много крипт и скрытых проходов.
На внешней поверхности храмовой стены сохранились многочисленные сцены предстояния царей перед различными божествами, среди которых находится знаменитый рельеф с изображением ритуальных и хирургических инструментов, которые фараон жертвует Хоруру, богу, издревле считавшемуся великим целителем. В задней стене храма сохранилась ложная дверь, в центральной нише которой сохранились изображения «слышащих» ушей, «видящих» глаз и собственно фигур двух богов, причем Себек держит в руках скипетр с головой льва, а Хорур — нож с человеческими ногами.
Между двумя богами помещен прославляющий их гимн, а над нишей — образ богини Маат, поднимающей руками небо и фигуры четырех ветров, изображенных в виде льва, орла, быка и многоголового змея, символика которых, вероятно, стала прообразом для гораздо более поздних христианских изображений евангелистов.
Неподалеку от храма находится сложная система каналов и бассейнов, в которых некогда содержались священные крокодилы, окруженные в Ком Омбо особенным почтением.
Около восточной стены комплекса также находилось небольшое святилище Хатхор, построенное при Домициане; здесь были обнаружены многочисленные захоронения священных крокодилов в особых глиняных саркофагах.
Храм в Ком-Омбо открыт для посещений после реставраций, длившихся более двух лет. Результаты раскопок, ведшихся под патронатом Минестерства культуры АРЕ, выставлены в новом музее рядом с храмом. Экспонаты музея - статуи божеств древнего Ком-Омбо – Себека и Хорура, мумифицированные крокодилы, предметы божественного культа.